Сайлент Хилл 2
Было бы огромной хитростью, если бы легендарная продукция Konami, (порт для ПК был выпущен через два года после версии для PS2), не попала в список лучших фильмов ужасов за консервные банки. Хотя после «двойки» было ещё несколько названий из этой серии, ни одна из них не запомнится игрокам с такой силой. Об этом свидетельствуют все ещё появляющиеся фанатские теории по этому поводу.
Сайлент Хилл 2 был классикой ужасов своего времени. Но в то же время создателям удалось избежать типичных страхов от прыжков и создать атмосферу благодаря музыке, звукам и хорошо поставленным кат-сценам.
В игре есть бой, но (что некоторые считают преимуществом) его механизмы не особенно хорошо продуманы, что побуждает нас убегать, а не атаковать наших врагов.
SOMA
После тепло принятой «Амнезии» 2010 года и её немного худшего продолжения под названием «Машина для свиней», созданного тремя годами позже, создатели решили отказаться от атмосферы прямо из работ Лавкрафта в пользу сырой научной фантастики. В результате в 2015 году мир услышал об игре под названием SOMA — ещё одной игре ужасов от Frictional Games.
SOMA не оказался полностью переработанным продуктом, но попробовать стоит. Почему? Потому что это, безусловно, лучшая шведская игра от Frictional Games — и даже плохо спроектированный герой или сценарий не портят большого впечатления, которое не всегда является единым целым.
Создатели восполняют это непреодолимым ощущением преследования на заброшенной базе подводных лодок PATHOS-II. Каждая часть мира, от едва слышных звуков до построения уровней, усиливает чувство страха. Несомненным плюсом SOMA является также очень хорошее графическое оформление для проекта такого масштаба.
Ведьма Блэр
Bloober Team разработала собственный художественный стиль, соответствующий жанру ужасов, который невозможно найти в других постановках. Отличительной чертой работ этой команды является отказ от дешевых страшных прыжков — лишь некоторые из них встречаются на протяжении всей игры в пользу подавляющей и плотной атмосферы ужаса и сложной истории, показывающей неизведанные извилины человеческой психики. То же самое и с ведьмой из Блэр, в которой мы встречаем бывшего полицейского Эллиса, неспособного справиться со своим тяжёлым прошлым.
Мужчина идет в лес с привидениями, чтобы найти пропавшего мальчика, которого также разыскивает местная полиция. Лучшее изображение леса в истории электронных развлечений заслуживает похвалы (он густой и очень тёмный, а значит — в нём можно легко заблудиться) и ряда отличных игровых решений. Например, механика собачьего компаньона, который — помимо сигнализации об опасности, скрывающейся в зарослях, — может найти правильный путь и необходимые предметы. А также камера пригодится в поиске — её функции намного интереснее камеры от Outlast и в мобильном телефоне (с её помощью можно звонить, получать SMS и даже играть в игры!). Так что есть чем повеселиться … и чего бояться. Постоянное чувство опасности в Blair Witch — гарантировано!
Наблюдатель
Во всём мире есть тёмные уголки, в которые не стоит рисковать. До сих пор улицы Багдада Могадишо и Йоханнесбурга ассоциировались с опасностью. Названый наблюдатель — это кибернетический модифицированный детектив, который отправляется в бедные районы Кракова, чтобы найти своего сына. Попутно — благодаря специальным имплантатам — он проникает в сознание (обычно мёртвых) свидетелей и подозреваемых, чтобы узнать их «показания», скрытые глубоко в памяти. И вот тут-то Наблюдателю становится страшно.
Странно абстрактные, символические сцены, чаще всего, за которыми скрываются страхи интервьюируемого, вызывают настоящее беспокойство.
Кроме того, новое название Bloober Team пугает мелкими деталями — в одном месте с потолка падают дохлые голуби, в другом … голуби, летящие прямо в экран. Один из разработчиков явно боится голубей.
Страх
Можно поспорить, является ли FEAR уже фильмом ужасов или просто обычным шутером. Теоретически в этой игре есть доступ к большому арсеналу, и всё это выглядит как обычный FPS. Стоит ли вам чувствовать себя уязвимым.
Аббревиатура названия — это аббревиатура от элитного подразделения First Encounter Assault Recon — группы, которая борется с террористической деятельностью, используя как обычное оружие, так и паранормальные навыки (включая классическую игру, то есть замедление времени).
В составе этого отряда игрок оказывается в самой гуще событий, которые трудно объяснить. Атмосфера ужаса поддерживается не только странными видениями (например, ужасающая девушка с обложки игры появляется в определённых местах), но также голосовыми сообщениями, собранными во время сюжета, и разумными дозами страха от прыжков.
В результате компания Monolith Productions создала одну из лучших постановок 2005 года, которую сегодня можно без стыда сыграть. Стоит добавить, что успеха «одной» хватило на два сиквела.